МКОУ "ЯМГ им. Хаглышевой Е.К."
п. Яшкуль, Яшкульский район, Республика Калмыкия
  • Этнографический зал "Джангр"

       В 1971 году в школе учителем калмыцкого языка и литературы Гильгировой Бовой Шалбуровной был создан этнографический уголок. Её дело продолжила учитель калмыцкого языка и литературы Оргаева Александра Владимировна. В преддверии празднования 550-летия калмыцкого народного эпоса «Джангар», в 1989 году на основе уголка был образован зал «Джангар». Он обновлён в преддверии празднования 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства.

         Мы приглашаем вас посетить калмыцкую кибитку, познакомиться с её строением, убранством. Вы узнаете о быте калмыцкого народа.

      Стенд "Залуһин зөргәс үүл бүтдг. Смелостью мужчин совершаются подвиги" рассказывает о героическом прошлом калмыцкого народа, об участии калмыцких воинов в защите Родины.

           Экспозиция "Ачта номт Зая-Пандита". Зая-Пандита Намкайджамцо (Огтургийн Дала) – ученый-монах, переводчик, крупный религиозный и политический деятель.  В 1648 году калмыцкий монах Зая-Пандита создал на основе старого общемонгольского алфавита ойратскую письменность Тодо бичг, положив тем самым начало собственной калмыцкой письменной литературе.

           Эта экспозиция рассказывает о жизни и деятельности Зая-Пандиты.

         Экспозиция "Калмыцкое ханство"  рассказывает об образовании Калмыцкого ханства. 

         В конце 16 – начале 17 в. дербетовский правитель Далай – Батыр – тайша и торгутовский владелец  Хо – Урлюк покинули пределы Джунгарии и двинулись вдоль Иртыша на северо – запад, в сибирские районы Русского государства. Шерть 1608 года и переговоры с тайшами в 1609 году стали событием большого исторического значения.

       Они положили начало процессу добровольного вхождения калмыков в состав Российского государства, легли в основу русско – калмыцких отношений. Образование Калмыцкого ханства произошло в степах Нижней Волги в 50-60 гг. 17 в. Основателями ханства являются Дайчин – тайша и Мончак – тайша.

         Экспозиция "Духовная культура" повествует о том, что духовная культура калмыцкого народа нашла свое яркое проявление в устном народном творчестве. Оно включало в себя все известные мировому фольклору жанры — эпос, сказки, пословицы, поговорки, загадки и пр., а также некоторые специфические жанры, составляющие национальную особенность калмыцкого фольклора, — кемялгн (состязание в красноречии на празднествах), йөрәлы (благопожелания), магталы (восхваления) и другие.

      Возникновение ойратско-калмыцкой письменности в середине XVII в. стало важным моментом в культурном развитии калмыцкого народа. В большом количестве переводились и печатались произведения духовной буддийско-тибетской литературы, включая «Ганджур»   и «Данджур». 

    Фотографии

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике